07 июля 2017 г. 00:01

IV Форум регионов Беларуси и России: новый этап союзного строительства?

/ IV Форум регионов Беларуси и России: новый этап союзного строительства?

28-30 июня в Москве состоялся IV Форум регионов Беларуси и России. Общая сумма заключенных сделок и контрактов достигла $450 млн. Прошедший недавно Высший Госсовет Союзного государства также продемонстрировал желание вдохнуть новую жизнь в интеграцию. Россия и Беларусь вернулись к вопросу обоюдного признания виз, разработки общей научно-технической политики, а также скоординированной агропромышленной стратегии с созданием совместных холдингов. Прозвучали и новые интересные идеи. К примеру, в Союзном государстве планируется создать Общественную палату и безроуминговую зону. Корреспондент «Евразия.Эксперт» узнал, как оценивают итоги прошедшего форума российские и белорусские эксперты.

 

Ковалев.png

Декан экономического факультета Белорусского государственного университета Михаил Ковалев:

– Результаты от IV Форума регионов Беларуси и России в Москве полностью превзошли мои ожидания. Высокий статус мероприятию придало участие в пленарном заседании президентов наших стран – Александра Лукашенко и Владимира Путина.

Мы вышли на качественно новый уровень партнерства, и выставка тому подтверждение. Представленные белорусские инновации были объединены в 14 кластеров по приоритетным научно-техническим и инновационным направлениям.

В ходе форума речь шла о том, что Россия и Беларусь должны сотрудничать в сфере «умной экономики», развивать предприятия, которые успешно внедряют науку в производство. Медлить с этим нельзя, если мы не хотим попасть в список второсортных стран, поскольку промышленно-технологическая и научная конкуренция на мировом рынке постоянно растет. Эта тема особенно актуальна для Беларуси в свете того, что 2017 г. в стране объявлен Годом науки, а инновации – один из приоритетов программы социального-экономического развития до 2020 г.

Еще одним достижением Форума стала возможность российским и белорусским субъектам подписать экспортные контракты на общую сумму около $450 млн. 

При этом работа по подписанию контрактов еще не завершена. Всего ожидается подписание порядка 77 соглашений разного уровня, как районного, так и республиканского и федерального. Из подписанных документов в качестве примера председатель Совета Республики Национального Собрания Беларуси Михаил Мясникович привел документы о сотрудничестве в области многотоннажной и тонкой химии, космических технологий.

 Шевченко.png

Исполнительный директор Агентства интеграционных инициатив Ольга Шевченко (Смоленск):

– В конце 2016 г. мы провели соцопрос: нас интересовало, как оценивают промышленники и бизнесмены из приграничных российско-белорусских регионов эффективность ЕАЭС. Что удалось достичь, а что так и осталось нереализованным попытались установить эксперты нашего агентства.

Сначала скажу о достижениях, их достаточно. 70% респондентов указывают на положительные эффекты от интеграции в сфере взаимной торговли. Более 60% опрошенных считают важным упрощение таможенных процедур. Удовлетворительно оценивается работа таможенных органов, налоговиков, миграционной службы, формирование транспортной инфраструктуры и т.д. Результаты соцопроса в целом совпадают с данными, которые озвучиваются с высоких трибун. Поэтому более подробно хотелось бы остановиться на барьерах, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты из российско-белорусского приграничья.

Во-первых, и российский, и белорусский бизнес недоволен сложностями с налогом на добавленную стоимость. Вот некоторые формулировки респондентов: «процедура возмещения НДС, сложнее, чем при работе с дальним зарубежьем»; «слабыми сторонами выступает расчет и возврат НДС, уплата НДС и оформление заявлений».

Во-вторых, недостаточная согласованность законодательной и правовой базы России и Беларуси в области технических регламентов и сертификации продукции. Один российский респондент высказался так: «Я пытался сотрудничать с белорусами в торговой сфере, но трудности сертификации продукции свели все на нет».

Третье – российский малый бизнес, в частности, пищевики, в качестве затрудняющего фактора выделили протекционистскую политику белорусского государства по отношению к российским товаропроизводителям.

И четвертое: недостаточным, согласно полученным данным, является уровень сотрудничества в реальном секторе экономики. Так, количество респондентов, занятых в сфере совместных производств, составляет около 6%. Но основное количество различного рода совместных предприятий с белорусским участием приходится на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан и т.д.

Соцопрос показал, что из всего интеграционного потенциала, который содержат в себе межгосударственные соглашения о создании ЕАЭС, реализованными являются главным образом договоренности в таможенной сфере.

При этом появление новых точек роста и кооперационных связей, в том числе в формате малого и среднего бизнеса, возможно в случае снятия административных барьеров. Что можно сделать? Необходима работа по постепенной унификации законодательств России и Беларуси в налоговой сфере, в области СНИПов (Строительных норм и правил – прим. «ЕЭ»), ГОСТов, формирование электронных систем обмена информацией, расширение контактов и возможностей для обмена мнениями в формате деловых площадок. Думаю, что Форум регионов России и Беларуси стал такой площадкой и останется ею в дальнейшем.

Казакевич.jpg

Политолог, директор Института политических исследований «Палітычныя сфера» Андрей Казакевич (Минск):

– Ни для кого не секрет, что белорусско-российские отношения сейчас переживают не лучшие времена и в политическом, и особенно в экономическом плане.

Заявленный формат, проблемы и темы не были новыми. Правда, основной темой в этом году было выбрано сотрудничество в области «высоких технологий, инноваций и информационного общества», но это скорее отражение общей моды, которая дошла и до обсуждения белорусско-российских отношений. В последние годы об этом все много говорят, а конкуренция на рынке продуктов и привлечения квалифицированных кадров в мире растет.

Прозвучали некоторые инициативы, которые затем тиражировались в СМИ, как например, высказывание В. Матвиенко о том, что нужно организовать IT-кластеры в приграничных регионах Беларуси и России. Но опять же, насколько эти регионы привлекательны, чтобы туда инвестировать, чтобы приезжали квалифицированные специалисты, насколько готова для этого инфраструктура? Вопрос остается открытым. Даже если и заниматься этим серьезно, то какие-то результаты могут появиться только по происшествию нескольких лет.

Традиционно для таких форумов были подписаны различные соглашения и документы – о сотрудничестве между Витебской и Саратовской областями, а также Ставропольским краем, Брестской и Пензенской областью и т.д. Но, как и всегда в таких случаях, стоит вопрос практической реализации. На практике многие такие соглашения, к сожалению, не реализуются, либо реализуются не в полной мере, а некоторые подписываются только для создания информационного повода.

Неясны перспективы того, как Беларусь будет встраиваться в российскую политику импортозамещения – в промышленном производстве, ВПК, в сельском хозяйстве. Это, наверное, основные вызовы и проблемы, которые не имеют простого решения.

Если говорить о политическом уровне, то основная интрига в том, как Россия будет принимать Беларусь в новом внешнеполитическом формате – выход из внешнеполитической изоляции, относительная нормализация отношений с Западом. Это достаточно новая ситуация, которая рождает трения, непонимание, а иногда и резкую реакцию российской стороны.

Россия хочет сохранить Беларусь в орбите своего прямого влияния. В свою очередь, Беларусь стремится сохранить самостоятельность в принятии внешнеполитических решений и диверсифицировать свои отношения с внешним миром. Тут будет происходить поиск нового баланса и без трений и, возможно, конфликтов не обойтись.

Коктыш.png

Кандидат политических наук, доцент МГИМО Кирилл Коктыш:

– Я полностью поддерживаю проведение IV Форума регионов и всех последующих. Тем более, что белорусские товары в России котируются достаточно хорошо. Понятно, что конкуренция будет расти – например, сейчас в Рязанской области создается громадное молочное хозяйство, которое тоже будет претендовать как на наиболее интересный рынок Москвы и Московской области.

В силу этого понятно, что торговля продуктами пищевой промышленностями Беларусь долго кормить не будет, – надо делать акцент на высокотехнологичные товары с высокой добавленной стоимостью. Сейчас повсюду наблюдается избыток пищевой продукции, и ее сложнее продавать.

Россия думает о своей продовольственной безопасности, и это – стратегия, поскольку способность обеспечить себя нужно иметь всегда. Так что серьезно кормиться только за счет торговли продуктами питания при сохранении того уровня жизни, который сегодня есть в Беларуси, не получится.

К счастью, для этого сейчас в Беларуси есть много возможностей. Мировая экономика все равно сейчас войдет в полосу сильного перераспределения. Так, в Соединенных Штатах грядет кризис коммерческой недвижимости, с начала года в отрасли потеряно почти 900 тысяч рабочих мест. Купировать данный кризис невозможно, для этого, по американским подсчетам, требуется порядка $3,5-4 триллиона, и таких денег в распоряжении американской администрации просто нет.

Это провисание кроме прочего означает, что борьба сил в мировой экономике сменится «конкуренцией слабостей», и у Евразийского союза, изолированного санкциями от мировой экономики, появятся новые стимулы роста – он станет привлекательным для инвестиций.

Беларуси надо сконцентрироваться на развитии промышленности и создании высокотехнологичных вещей, иначе можно оказаться на задворках. Поэтому правильно, что IV Форум регионов в Москве был посвящен взаимодействию двух стран в научно-технической и инновационной сферах. А где брать эти самые новые технологии? Ну, разумеется, нашим странам надо активнее налаживать сотрудничество с Южной Кореей, Японией и Китаем – та же Южная Корея сейчас производит порядка 60% инноваций для Силиконовой долины.


Беседовала Диана Шибковская

Комментарии
20 мая
РЕДАКТОРСКая КОЛОНКа

Москва сделала геостратегический выбор поддерживать Минск.

Инфографика: Силы и структуры США и НАТО в Польше и Прибалтике
инфографика
Цифра недели

15,5 леев

составил тариф на газ в Молдове без учета НДС с 1 декабря 2024 г. Стоимость выросла на 3,4 лея, или почти на 30%. С учетом НДС тариф достиг 16,7 леев – Национальное агентство по регулированию в энергетике